Под крылом безопасности: современный рынок страхования грузоперевозок

Одной из важнейших составляющих логистических услуг является сохранность грузов и безопасность их доставки. Редакция журнала "Спецтехника и нефтегазовое оборудование"  провела круглый стол "Страхование грузов и грузоперевозок". Ведущие игроки рынка страхования города Новосибирска вместе обсудили риски рынка грузоперевозок, плюсы и минусы современного страхования, а также обозначили принципы выбора страховых компаний.

На вопросы отвечали: Евгений И, управляющий директор Дивизиона "Сибирь" Группы Ренессанс страхование, Максим Поправко, директор новосибирского филиала СОАО "ВСК", Дмитрий Шевченко, директор филиала ОСАГО "Ингосстрах" в городе Новосибирске, Екатерина Серегина, руководитель направления в Управлении по развитию бизнеса представительства страховой компании Zurich в Новосибирск.

Грузоперевозки в России были и остаются самым рискованным видом деятельности. Насколько на сегодняшний день востребовано страхование грузов при перевозках?

Е.И.: "Сегодня охват рынка составляет всего 30-40 %. Распространение практики страхования грузов при внутренних перевозках - это вопрос скорее менталитета и сложившихся обычаев делового оборота. Зачастую до сих пор владелец груза считает, что если он отдает груз экспедитору, то именно последний несет за него ответственность. Юридически так и есть, но в каком размере и чем сможет ответить экспедитор? Часто у него ничего, кроме офиса, по большому счету и нет. Поэтому ответственные компании-грузовладельцы или сами страхуют, или поручают своим транспортным партнерам застраховать перевозимые грузы.

Кроме того, страховые суммы, заложенные в  полисе страхования ответственности, зачастую несопоставимы со стоимостью перевозимого груза. Ответственность обычно страхуют на 1-1,5 млн рублей, а  фура с  грузом может стоить и  3  млн, и  15  млн рублей. Те, кто столкнулся с  такой проблемой на собственном опыте, задумываются об адекватном страховом покрытии".

Д.М.: "Сегодня значительная часть грузов перевозится без страховой защиты. Несмотря на то, что риск потерять или повредить товар довольно велик, грузовладельцы предпочитают экономить на услугах страховщиков. Такое положение дел во многом связано с  заблуждениями, которые распространены среди собственников грузов".

Какие существуют основные виды рисков, влияющие на возникновение финансовых потерь при транспортировке грузов?

Е.С.: "Любой груз в результате грузоперевозки может быть подвержен: рискам, возникающим в результате объективных причин (таких, как стихийные бедствия); рискам, возникшим в  результате человеческого фактора (например, противоправные действия третьих лиц или неосторожность действий перевозчика). К  последним относятся кражи, грабежи, разбои, ДТП и  др. Традиционно страховые компании работают на условиях, максимально приближенных к международным стандартам, и предлагают следующие виды покрытия: с  ответственностью за все риски, с  ответственностью за поименованные риски".

Е.И.: "Особенно рискованными эксперты считают автоперевозки и морские перевозки, где при любой аварии высока вероятность полной утраты или существенного повреждения груза. Полная утрата груза в результате пожара происходит значительно реже, но ущерб в этом случае составляет серьезную сумму, поскольку, как правило, в этом случае он равен 100 %".

Можно ли обозначить самые опасные районы, где чаще всего происходят страховые случаи?

Е.И.: "Мы составили так называемую карту "черных дыр" - участков трасс, где постоянно что-то происходит. Например, в  Кемеровской области - это Мариинский район, Новокузнецк. Не благополучна граница Омской и  Курганской областей - здесь хорошая трасса, соответственно, высокая вероятность ДТП. Район городов Тулун и  Тайшет в  Иркутской области: основная отрасль в этом регионе - лесопереработка, которая переживает не лучшие времена. Высокая безработица, низкий уровень жизни, зато есть федеральная трасса, по которой ежедневно перевозят дорогостоящие грузы.

Какие существуют основные способы компенсации потерь при перевозках?

М.П.: "Участники рынка определяют три способа компенсации потерь при перевозках: создание специального фонда (резерва) денежных средств, значительного по своим размерам; взыскание денежной компенсации с  транспортного оператора (перевозчика, экспедитора); страховая защита, позволяющая при незначительных финансовых расходах обеспечить возмещение убытков, происшедших от случайностей и опасностей перевозки, не прибегая к принятию мер превентивного характера".

Какие существуют принципы выбора страховых компаний и как верно выбрать условия и программы страхования грузов?

М.П.:"Острая конкуренция, имеющая место на рынке страхования в  России, изменила критерии  в отношении выбора страховой компании. На первый план вышло страховое покрытие, качество сопровождения договоров страхования, процесс урегулирования выплат по страховым случаям и, разумеется, репутация страховщика. Для большего числа клиентов фактор цены теряет решающую роль при выборе страхового партнера".

Е.С.: "Соглашусь с  коллегой. Сегодня страховщики конкурируют как качеством покрытия и  высоким уровнем предоставляемого сервиса, так и тарифами. Закономерно, что надежность страховщика определяется при наступлении убытка. Являясь одним из мировых лидеров в области страхования грузов, Zurich привносит передовой западный опыт на российский рынок. При этом очень большое внимание уделяется оценке и анализу предлагаемого риска. Каждый клиент для нас индивидуален. Мы готовы предложить ему различные варианты по оптимизации его расходов, как за счет конкурентоспособных тарифов, так и за счет иных условий (анализ действующих схем грузоперевозок, партнеров клиента и  внесение предложений по их корректировке, применение франшиз и  прочее). К  нашим преимуществам также можно отнести: большой опыт и высокий уровень квалификации страховщика, история выплат, перечень клиентов, наличие перестраховочной защиты".

Д.Ш.: "Зачастую грузовладельцы делают ставку на того страховщика, кто предложит им наиболее дешевый полис. Между тем в страховании грузов ключевую роль играет надежность, опыт, профессионализм и  репутация страховой компании. Отсутствие этих критериев способно нанести непоправимый ущерб бизнесу грузовладельца. И  наоборот, надежная, опытная и  солидная страховая компания является дополнительным фактором, гарантирующим спокойное и  успешное развитие деятельности клиента. "Ингосстрах" в  области страхования грузов работает уже 65  лет. Помимо накопленного колоссального международного опыта, компания обладает самой надежной в РФ перестраховочной защитой - до $225 млн по одному риску, а также разветвленной сетью дочерних компаний, представительств, аварийных комиссаров и  агентов в  России, странах СНГ и  за рубежом. Этот далеко не полный перечень конкурентных преимуществ позволяет компании гарантировать любому контрагенту надежную защиту по самым крупным рискам. Данная тема особо актуальна для грузовладельцев, занимающихся отправками нефти, нефтепродуктов, зерна, негабаритного и уникального оборудования и т. д."

Е.И.: "При частых отправках мы рекомендуем заключить генеральный договор, который предполагает помесячную постоплату на основании направленных нам извещений об отгрузках. Фактически речь идет о кредитной схеме взаимодействия, которая помогает оптимизировать расходы на страхование. Преимущество в том, что договор  является универсальным и распространяется на все виды перевозок: на автомобильные, железнодорожные, авиа-, а также на мультимодальные перевозки.

При этом мы принимаем на страхование от порчи и утраты все виды грузов на международных условиях, "с ответственностью за все риски", "за риски частной аварии" или "за риски крушения". Мы также оплачиваем услуги сюрвейера независимо от признания события страховым случаем и включаем в  страховую сумму транспортные расходы, таможенные сборы и возмещаем затраты клиента, направленные на спасение застрахованного груза и уменьшение убытка".

Таким образом, подводя итог, эксперты отметили, что главным типичным заблуждением является мнение, что если при перевозке грузов возникнут убытки, то их в полном объеме компенсирует транспортный оператор.

Обратная связь

8-960-472-4412 - междугородние перевозки;
help@deltad.ru