Возобновления действия TIR системы в России придётся подождать

В России проблема с оформлением TIR книжек существует почти два года. На прошлой неделе Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) объявила о том, что из ФТС России получен предварительный список международных автомобильных пунктов пропуска (МАПП), которые ФТС России определила для применения процедуры TIR. В указанных пунктах пропуска оформлениеTIR книжек должно было производиться с 17.06.2015. К сожалению, реальное положение выглядит иначе.

На прошлой неделе от литовских перевозчиков начали поступать сообщения о том, что на МАПП, расположенных на латвийско-российской и эстонско-российской границе (Гребнево/Убылинка и Лухамаа/Шумилкино) российские таможенники и слышать не хотели об оформлении TIR книжек: официальный документ из ФТС России не поступил, значит, система не работает.

Для уточнения информации сотрудник редакции CargoNews.lt позвонил в Северо-Западное таможенное управление ФТС России.

Сотрудники таможенной службы сказали, что о решении возобновить действие TIR системы им известно, но на деле никакие шаги пока не предпринимаются:

-  Мы понимаем, что АСМАП хотел как можно раньше объявить информацию о продолжении действия соглашения между АСМАП и ФТС от 7 июня 2004 г. Действительно – такое решение есть, есть предварительный список МАПП, где TIR процедура должна быть возобновлена. Но поймите нас правильно – мы таможенные служащие, и подчиняемся приказу. Для того, чтобы постановление ФТС вступило в силу, его должно утвердить Министерство юстиции. Это обычная процедура, но, к сожалению, она занимает много времени. По своему опыту могу сказать, что

документ ФТС вступит в силу не раньше, чем через два месяца.

Мы прекрасно понимаем, насколько возобновление действия TIR системы актуально для перевозчиков – не только иностранных, но в том числе и российских. В правительственных кругах России также есть люди, которые стремятся как можно быстрее возобновить действие TIR системы. Тем не менее, на сегодняшний день этот предварительный список МАПП силу закона ещё не обрёл, мы советуем всем перевозчикам иметь ввиду это обстоятельство. Проверку грузового транспорта мы стараемся проводить как можно быстрее (насколько нам позволяет это делать существующее законодательство), но пока TIR система вновь начнёт работать как прежде, придётся подождать, – сказал сотрудник Северо-Западного таможенного управления ФТС.

Тем не менее, журналисту CargoNews.lt он предложил повторно позвонить несколько недель спустя – может быть, к этому времени долгожданный документ уже станет реальностью.

По словам представителя СЗТУ ФТС, вполне возможно, что предварительный список МАПП будет дополнен. На сегодняшний день в него включены далеко не все основные внешние пограничные и таможенные посты. «Для прибалтийских перевозчиков пост Терехово/Бурачки на латвийско-российской границе – намного важнее, в этом направлении транспортный поток намного больше, по сравнению с другими пунктами. Я думаю, что и на 1500-километровом участке российско-финской границы также появятся посты, где будет применяться TIR процедура», – говорит собеседник.

Понятно, что литовских перевозчиков больше всего интересует обстановка на таможенных постах, входящих в состав Северо-Западного таможенного управления, но нужно иметь ввиду, что TIR процедура не выполняется и на других постах, включённых в предварительный список. Иными словами, «зелёный свет» TIR системе в России ещё не дан. Насколько реален был прогноз насчёт двух месяцев ожидания, узнаем в середине августа.