Какая ответственность предусмотрена за тахографы, и что надо знать, чтобы не получить штраф?

Знаете ли вы, что не достаточно просто установить тахограф и отправить машину в путь? Тахограф требует обслуживания, данные из него необходимо подвергать выгрузке, тахографом обязательно должен уметь пользоваться и технический специалист, и водитель.

Итак, рассмотрим это. Какая ответственность предусмотрена в рамках российской тахографии?

В соответствии с законодательством контролирующими органами в системе российской тахографии являются 3 структуры:

  • ГИБДД,
  • Транспортная инспецкция
  • Трудовая инспекция

На что обращают внимания инспекторы при проверке транспортных средств? (необходимый перечень)

Проверяются следующие требования:

  • наличие тахографа в предусмотренных законом случаях;
  • соответствие тахографа установленным требованиям;
  • правильное функционирование тахографа;
  • соблюдение правил эксплуатации тахографа;
  • модификация данных тахографа.

При нарушении требований 196 ФЗ "О безопасности дорожного движения", за нарушение которых предусмотрено наказание по статье 11.23 КоАПа.

1. ГИБДД. Ответственность водителя и ответственного лица по предприятию

Что должен знать Водитель о тахографе при поверке сотрудниками ДПС?

1. Водитель должен по требованию инспектора ДПС предоставить распечатку из электронного архива перевозчика.

В которой будут отображены: данные по периодам рабочего времени, о превышении скоростного режима движения и иные отчеты , предусмотренные законодательными актами в качестве юридических отчетов

2. Водитель обязан иметь инструкцию по эксплуатации тахографа

Правила эксплуатации изложены в инструкции и являются обязательными для исполнения.

3. Водитель обязан иметь карту водителя

Карта водителя с данными о регистрации его режимов труда и отдыха - есть часть тахографа. Приказ Минтранса № 36 от 13 февраля 2013 г. дает определение тахографа, в том числе и тех компонентов, которые входят в его состав.  Карта водителя является неотъемлемой частью тахографа, на которую проводится регистрация данных часть 1 статьи 11.23, поэтому она должна быть установлена в тахограф для регистрации данных в ее памяти.

Чем может грозить невыполнение этих пунктов?

Если водитель не в состоянии предоставить (не может или отказывается) распечатку тахографа, то инспектор вправе считать это нарушением правил эксплуатации, изложенных в ПМ №36, и наложить взыскание на водителя по части 1 статьи 11.23 КоАП (от 1000 до 3000 рублей). Под наказание подпадает и механик, выпускающий транспортное средство с неисправным тахографом (или владелец транспортного средства), поскольку в обязанности механика/владельца входит обеспечение водителя инструкцией по эксплуатации тахографа, и достаточным набором знаний, для того чтобы уметь управлять прибором.

Правила эксплуатации и порядок контроля изложены в Приказе Минтранса №36 и в инструкции по эксплуатации тахографа, обязательность наличия которой на борту автомобиля предписана теми же правилами, изложенными в тексте приказа.

Если отсутствует карта водителя с данными по регистрации его режимов труда и отдыха, это нарушение той же части статьи 11.23, но уже в части тахографа, не соответствующего требованиям, поскольку в требованиях к тахографу, изложенных в приказе, указано, что карта является составной частью тахографа. Следовательно, тахограф признается неработоспособным, отсутствие карты водителя является нарушением!

2. Трудовая инспекция. Ответственность работодателя

Где посмотреть нормы рабочего времени, и какая ответственность предусмотрена при нарушении этих норм?

Трудовой Кодекс Российской Федерации - 197ФЗ от 30.12.01. - здесь изложены все нормы рабочего времени, которые требуют беспрекословного выполнения!

При нарушениях режима труда и отдыха водителя предусматриваются штрафы, совокупная величина которых может достигать сотен тысяч рублей.

Как могут быть выявлены нарушения подобного характера:

  • при плановых проверках предприятия;
  • при проверках на основании жалоб работников (работника).

При этом инспектор имеет право затребовать данные, необходимые для анализа нарушений трудового законодательства, из памяти тахографа и карт водителей из электронного архива перевозчика.

Какие сопроводительные документы должны быть у тахографа? Какая ответственность предусмотрена за отсутствие надлежащих документов?

Требования 184ФЗ "О техническом регулировании" и 102ФЗ "Об обеспечении единства измерений" действуют по отношению к тахографу на основании ТР ТС 018/2011

1. На каждую установленную модель тахографа (наименование модели нанесено на заводскую табличку тахографа) необходимо запросить копии 2-х сертификатов:

  • Сертификат Соответствия Техническому регламенту Таможенного Союза - он не требуется для моделей, соответствующих ЕСТР, для них соответствие подтверждается номером сертификата ЕСТР, нанесенным на заводскую табличку тахографа.
  • Сертификат Соответствия требованиям на электромагнитную совместимость компонентов транспортного средства: либо по Правилам ЕЭК ООН №10, либо ГОСТ Р 41.10

2. По результатам калибровки необходимо получить от мастерской Сертификат о калибровке с обязательным указанием идентификационных данных:

  • по автомобилю;
  • тахографу;
  • мастерской и мастеру;
  • измерительному оборудованию с действующим сроком поверки, которым выполнялись измерения характеристического коэффициента транспортного средства;
  • по погрешностям измерения времени, пробега и скорости;
  • по значениям всех измеренных физических параметров, указанных выше, с датой проведения калибровки и подписью мастера

Данные документы требуются  для подтверждения легитимности тахографа в рамках, предусмотренных  ТР ТС 018/2011. Любое уполномоченное лицо имеет право затребовать эти документы при проверке технического надзора, а так же при любом судебном  разбирательстве,  при разборе ДТП, при разборе страхового случая, при трудовых спорах, и прочее.

Штраф за отсутствия данных документов такой же, как и за отсутствие тахографа, поскольку нелегитимный тахограф – это не тахограф.  Так же последствия того, что в рамках судебного или внесудебного разбирательства нельзя будет применить данные тахографа, и если в них было доказательство невиновности водителя в случае ДТП или страхового случая, то применить эти данные будет нельзя, поскольку юридически эти данные ничтожны

Поэтому очень важно внимательно отнестись к наличию всей документации!