Аванс фрахта - часть фрахта, авансируемая грузоотправителем на оплату судовых расходов в порту погрузки. Аванс фрахта выдается по требованию капитана. Сумма аванса вносится в коносамент и удерживается из фрахта, причитающегося перевозчику в порту назначения. На аванс фрахта грузоотправитель начисляет процент в покрытие страхования.
Обычно в чартер вносится оговорка, что аванс фрахта не возвращается независимо от того, доставлен груз или нет. Иногда в чартере предусматривается частичная оплата груза в порту отправления и остаток - при выдаче груза.
АФРА - оценки средних ставок фрахта по судам, перевозящим нефтеналивные грузы. Составляются для разных тоннажных категорий судов и, в рамках каждой категории, - для разных видов фрахтования. При этом учитываются не более 50% от всех перевозок нефтеналивных грузов.
Оценки выполняются для периода от 16-го числа месяца до 15-го числа следующего месяца, публикуются в начале предшествующего месяца и предназначены для использования в текущем месяце. АФРА относят к ставке фрахта по Мировой шкале, выраженной в долларах/тонну.
Бой грузов - бой транспортируемых грузов в результате небрежного обращения с ними.
Ответственность страховщика по бою обычно исключается из стандартных условий страхования по таким грузам, как стекло, фарфор, асбестовые листы и т.п. Включение риска боя в объем ответственности страховщика осуществляется по исключительно высоким ставкам.
Весовой сертификат - ведомость, содержащая перечень каждой партии груза с указанием ее массы.
Весовой сертификат составляется в портах и на железнодорожных станциях. В международной торговле весовой сертификат признается бесспорным доказательством массы.
Гарантийное письмо - документ, выдаваемый грузоотправителем перевозчику с целью получения чистого коносамента. Гарантийное письмо подтверждает, что перевозчик не несет ответственность за претензии в порту назначения по состоянию груза.
Государственные складские площади - площади, принадлежащие государственным портам, железным дорогам и прочим государственным организациям. Ответственность за сохранность груза лежит на организации-владельце складской площади. Обычно расходы по хранению товара относятся за счет владельцев груза по соответствующим тарифным ставкам.
Груз - общее название всех товаров, предназначенных для перевозки; товары или имущество, перевозимые с целью получения фрахта. По условиям перевозки различают генеральные, навалочные, наливные, скоропортящиеся, опасные и др. грузы.
Наливной груз - однородный груз, загружаемый в судно без упаковки. Наливными грузами, в частности, являются нефтеналивные грузы и насыпные грузы (зерно, кокс и т.д.). Нефтеналивные грузы транспортируются морем в танкерах.
Нефтехимические грузы - бензол, ксилолы и т.д.
Промптовый груз - груз нефтепродуктов, поступление которого ожидается в течение ближайших 3-4 дней.
Светлые нефтегрузы - бензины, керосины, дизельные топлива.
Темные нефтегрузы - нефть, мазут и битум.
Демерредж - плата за простой судна сверх согласованного времени на выполнение погрузо-разгрузочных операций - сталийного времени. По истечении согласованного сталийного времени каждый последующий день или его часть подлежат оплате фрахтователем по согласованной (в чартере) ставке демерреджа. Обычно для погрузки и разгрузки раздельно определяют сталийное время и раздельно рассчитывают демерредж. Демерредж рассчитывается только по тому времени, когда судно находится в распоряжении фрахтователя.
Диспач - вознаграждение, выплачиваемое судовладельцем владельцу груза за досрочное выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Диспач включается в чартер по договоренности сторон. Размер диспача обычно равен половине демерреджа, предусмотренного чартером.
Естественная убыль - товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение количества товара. Изменение количества товара может произойти за счет усушки, утруски, утечки и т.д.
Утечка - естественная убыль жидких грузов, которая может иметь место в результате испарения, впитывания жидкости в стенки тары и других естественных свойств жидкости.
Залоговое право - пункт чартера, согласно которому судовладелец имеет право не выдавать груз или часть груза до тех пор, пока он не получит обусловленный договором перевозки фрахт и другие суммы, связанные с перевозкой.
Заявление о страховании груза - заявление страхователя, в котором сообщаются:
- точное название, род упаковки, число мест, вес груза;
- номера и даты коносаментов или других документов;
- название, год постройки, флаг и тоннаж судна;
- способ отправки груза: в трюме, на палубе, навалом, насыпью, наливом и т.д.;
- пункты отправления, перегрузки и назначения груза;
- дата отправления груза;
- страховая сумма, условия страхования;
- другие обстоятельства, существенные для суждения страховщика о степени риска.
Исключенные риски - обстоятельства, при наступлении которых перевозчик освобождается от ответственности за грузы и их доставку в сохранности, которая во всех остальных случаях является абсолютной. По Гаагским правилам стороны освобождаются от взаимной ответственности при наличии любого из установленного правилами 17 обстоятельств: непреодолимой силы, военных действий, внутренних пороков перевозимого груза, неправомерных действий грузоотправителя и т.д.
Лихтеровка - процесс разгрузки или погрузки судов на рейде с помощью лихтера (несамоходное морское судно, которое используется для перевозки грузов, а также для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут войти в порт).
Обычно в чартерах предусматривается, что все расходы, связанные с наймом лихтеров, оплачиваются грузоотправителем или грузополучателем.
Маркировка - наносимое на упаковку грузового места условное обозначение, содержащее данные, необходимые для надлежащей перевозки и сдачи груза получателю. Различают товарную, отправительскую, специальную и транспортную маркировки.
Маркировка грузов - элемент технологии внешнеторговых операций. Маркировка выполняет следующие функции:
- представляет товаросопроводительную информацию;
- содержит номер договора, номер транса, весогабаритные характеристики мест, номер места, число мест в партии или трансе и др.;
- является указанием транспортным фирмам по обращению с грузом ("не кантовать", "беречь от огня", "беречь от влаги" и т. д.).
Недоставка груза - недоставка в порт назначения груза при отсутствии доказательств или причин этого происшествия. Стандартные условия страхования груза не покрывают риск недоставки, хотя на практике этот риск, как правило, включается в условия страхования.
Оплата грузовых работ - порядок (условия) распределения стоимости погрузки и выгрузки между участниками перевозки; определяется условиями договора морской перевозки.
В практике торгового мореплавания существует ряд стандартных условий, регламентирующих порядок оплаты грузовых работ.
Оплата фрахта - порядок оплаты фрахта, предусмотренный в чартере: либо плата за погруженное количество груза, указанное в коносаменте, либо плата за фактически доставленное количество груза, имея в виду его перевес (пересчет) в порту назначения. Фрахт может исчисляться за единицу принятого или сданного груза или за весь груз в целом.
Открытый ковер - договор автоматического страхования грузов на длительный период без установления каких-либо общих лимитов ответственности.
При открытом ковере страхователь должен декларировать отгрузки в каждом отдельном случае. Обычно на базе открытого ковера выдаются генеральные или открытые полисы.
Очесывание - обработка верхнего, подмоченного или загрязненного слоя кип (шерсти, хлопка и т.п.) с целью приведения грузов в состояние, соответствующее стандартам торговли.
Расходы по очесыванию и убыток по поврежденному грузу подлежит возмещению страховщиком при условии, что убыток произошел вследствие опасностей покрытых страхованием. Страховщик имеет право на реализацию очесов в свою пользу.
Партия груза - принятое к перевозке по одному транспортному документу определенное количество однородного по своим качественным характеристикам груза, занимающее часть грузовых помещений судна и сопровождаемое одним документом о качестве.
При перевозках партий грузов фрахт подлежит оплате за договоренное количество груза, независимо от того, насколько использованы грузоподъемность и грузовместимость судна.
Разорванная партия груза - часть груза одной партии, не погруженная на судно из-за отсутствия места на судне или по другой причине и отправленная на следующем судне.
Перевалка - операция, имеющая место при перевозке груза в пункт назначения более чем одним транспортным средством.
Перевозка - транспортирование грузов, товаров или пассажиров. Различают сухопутные (железнодорожные и автомобильные), водные (речные и морские), воздушные перевозки. По территориальному признаку различают международные и внутригосударственные (каботажные) перевозки.
Встречные перевозки - транспортировка грузов одного и того же вида во встречных направлениях. Часто встречные перевозки свидетельствуют о нерациональной организации перевозок.
Мультимодальная (смешанная перевозка) - перевозка, осуществляемая, по крайней мере, двумя различными видами транспорта.
Специальные перевозки - отдельный вид перевозок в РФ, обеспечивающий транспортирование специальных грузов для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд.
Чартерные перевозки - нерегулярные перевозки, осуществляющиеся по договорам чартера.
Повреждение другими грузами - скрытая и явная порча и физические повреждения, причиненные застрахованному грузу другими грузами. Обычно эти опасности не покрываются стандартными условиями страхования. Если, однако, указанные убытки произошли в результате опасностей, покрытых условиями страхования, они подлежат возмещению.
Погрузочный ордер - первичный документ, сопровождающий груз при передаче на судно. Представляет собой письменные инструкции владельца груза лицу, представляющему его интересы, о поставке груза получателю.
Выписывается в нескольких экземплярах и содержит: наименование судна, дату составления, порт отправления и назначения, маркировку, наименование груза, вид упаковки, вес, объем, обозначение грузоотправителя и обозначение грузополучателя.
Погрузочный ордер вручается грузовому помощнику капитана судна в двух экземплярах до начала погрузки судна. После погрузки партии груза грузовой помощник указывает количество принятого груза и расписывается на погрузочном ордере.
Погрузочный ордер не является товарораспорядительным документом на погруженный товар.
Подмочка груза пресной водой - повреждение товара или груза в результате подмочки его пресной водой. Подмочка груза может произойти вследствие:
- аварии на судне: прорыв труб водоснабжения, тушение пожара и т.д.;
- наличия пресной воды в трюмах после промывки трюмов;
- атмосферных осадков, в случае незакрытия трюмов во время погрузочно-разгрузочных работ.
При морской транспортировке страхованием от подмочки пресной водой покрывается только трюмный груз.
Порча грузов - потеря первоначальных качеств грузом за счет его естественных свойств, без воздействия внешних факторов. Порча не подпадает под понятие риска и не покрывается страхованием даже на условиях покрытия "всех рисков". Страхование порчи оговаривается особо и обычно по высоким ставкам.
Отпотевание - повреждение грузов в результате температурных изменений. Страхование риска отпотевания оговаривается особо.
Потертость - повреждение окрашенных частей грузов, транспортируемых без дополнительной упаковки. Обычно риск потертости исключается из объема ответственности, но может быть включен за дополнительную премию.
Право транзита - право следования лиц, транспортных средств и грузов одного государства через территорию другого государства.
Обычно право транзита предоставляется на основе взаимности и в результате заключения двусторонних и многосторонних соглашений между заинтересованными государствами, в которых оговариваются условия и регулируется конкретный порядок транзита.
Процент обесценения - процент обесценения поврежденных грузов, который вычисляется как отношение брутто-стоимости поврежденного груза в пункте назначения к стоимости этого же груза в неповрежденном состоянии.
Сборные грузы - это комплектующие к промышленному оборудованию, запчасти и т.д. При перевозке сборных грузов используются специальные контейнеры.
Совместный осмотр грузов - осмотр грузов аварийными комиссарами грузовладельца и перевозчика. Совместный осмотр производится при возникновении вопроса об ответственности перевозчика. По результатам совместного осмотра выдается совместный акт.
Ставка фрахта - базовая ставка фрахта с изменениями и дополнениями к ней по состоянию на дату заключения чартера. Если размер фрахта не предусмотрен тарифом, то ставка фрахта устанавливается по соглашению сторон. Ставка фрахта в основном зависит от рода груза, расстояния и направления перевозки.
Сталийное время - время, обусловленное в чартере для погрузки и разгрузки судна. Определяется моментом начала сталийного времени и продолжительностью сталийного времени.
Страхование фрахта - страхование доходов от фрахта, получаемых судовладельцем. Если доходы от фрахта не зависят от сохранности доставки товаров в порт назначения, то стоимость фрахта декларируется как часть стоимости груза и считается застрахованной в рамках страхования груза. Если доходы от фрахта зависят от сохранности доставки товаров в порт назначения, то перевозчик страхует фрахт как часть стоимости судна.
Транзит - перевозка грузов от места отправления до места назначения без перегрузок в промежуточных пунктах.
Государства транзита - государства, через территорию которых грузы перевозятся транзитом из государства отправления в государство назначения.
Транспортно-экспедиционное агентство - агентство, которое отправляет или принимает принадлежащие клиенту грузы от его или от своего имени и за счет клиента. При этом клиент обязан принимать и оплачивать услуги экспедитора, как физического характера (погрузка, разгрузка, хранение и т.д.), так и юридического характера (оформление транспортных и приемо-сдаточных документов, производство расчетов за перевозку с другими транспортными предприятиями, информирование клиентов о прибытии или отправке их грузов, таможенные операции и др.).
Транспортное обслуживание - деятельность транспортных компаний по организации доставки товара от отправителя до получателя груза.
Транспортное обслуживание предполагает выбор вида транспорта, направления перевозок, способа транспортировки и обслуживания груза в пути и т.п.
Транспортное страхование - отрасль страхования, включающая совокупность способов страхования от опасностей, возникающих на всех видах путей сообщения.
Объектом транспортного страхования могут быть как сами транспортные средства (каско), так и грузы (карго). Различают: сухопутные, морские, речные и авиационные страхования.
Транспортный терминал - пункт, на котором осуществляется сдача-приемка грузов. Транспортными терминалами являются: железнодорожная станция, товарная станция, терминал покупателя, терминал продавца и т.д.
Перевалочный терминал - на морском транспорте - терминал, используемый для хранения грузов, через который их переваливают с судна большего тоннажа на судно меньшего тоннажа, и с которого груз может быть разгружен в порту с небольшими глубинами.
Транспортная упаковка - вместилище, предназначенное для хранения, идентификации или транспортировки товара. Неотъемлемой частью транспортной упаковки являются нанесенные на упаковку или вложенные в нее:
- маркировка;
- информация с описанием товара.
Фрахт - вознаграждение, выплачиваемое перевозчику за безопасную и сохранную перевозку и доставку грузов.
Дистанционный фрахт - провозная плата, взимаемая пропорционально расстоянию перевозки. Применяется в случае отсутствия твердых тарифных ставок.
Мертвый фрахт - фрахт, который уплачивается грузоотправителем в качестве возмещения убытков, если он не погрузил свой товар, в том числе целиком, после заключения договора морской перевозки с судовладельцем.
Обратный фрахт - фрахт, уплачиваемый грузоотправителем судовладельцу за обратную доставку груза в порт отправления в том случае, если груз не может быть сдан в порту назначения по причинам, не зависящим от перевозчика.
Ожидаемый фрахт - сумма фрахта, которую судовладелец может потерять, если он не доставит груз в пункт назначения. Судовладелец имеет право на страхование фрахта, находящегося на риске.
Промежуточный фрахт - фрахт, уплачиваемый судовладельцами в случаях, когда судно вынуждено выгрузить груз в порту отличном от поименованного в чартере.
Чартер - договор фрахта, в соответствии с которым оговоренная часть судна или все судно арендуется фрахтователем у судовладельца на определенный период или для выполнения определенного рейса.
На практике часто применяют стандартные проформы чартеров, в которые стороны вносят изменения и дополнения - оговорки. Чартер должен обязательно содержать наименования сторон, размер фрахта, обозначения судна и груза, место погрузки, порт прибытия. Чартер подписывается либо фрахтователем и судовладельцем, либо их уполномоченными агентами.
Как правило, составляются два оригинала чартера - по одному для каждой из сторон договора. При этом с чартера снимают необходимое количество копий для капитана судна, его агента в порту погрузки, фрахтового агента, отправителя груза и т.д.
Чартерные оговорки - сведения:
- времени и месте заключения чартера;
- полном юридическом наименовании сторон (преамбула чартера);
- названии и описание судна;
- праве замены первоначально указанного судна другим;
- роде груза;
- местах и условиях погрузки и разгрузки;
- порядке оплаты фрахта;
- сроке подачи судна;
- прочие условия: ледовая оговорка, оговорка о форс-мажоре и др.