Рассмотрение и оплата претензий при страховании грузов

Клиенту любой страховой компании важно знать, когда и в каком объеме можно рассчитывать на получение компенсации по убыткам в связи со страховым случаем. Именно в этом состоит исполнение страховщиком основной обязанности по договору страхования. Рассмотрение заявлений страхователей или третьих лиц (выгодоприобретателей) о страховой выплате (претензии) по любому договору страхования имеет особое значение, поскольку от результатов этой работы в значительной степени зависит рентабельность и эффективность страховых операций.

Установление факта и причин страхового случая, размера ущерба, нанесенного застрахованному имуществу в результате страхового случая, документальное оформление и оплату страхового возмещения в страховом деле принято называть ликвидацией убытка, или рассмотрением и оплатой претензии (требования страхователя о страховой выплате). Ликвидацией убытка завершаются юридические и экономические взаимоотношения между страхователем и страховщиком, вытекающие из договора страхования. Рассмотрим порядок рассмотрения и оплаты претензий страхователей на примере страхования груза, перевозимого морским транспортом. Ответственность страховщика связана с ответственностью перевозчика за сохранность груза. Ответственность страховщика и перевозчика может быть разграничена лишь при условии детального ознакомления с правовыми положениями взаимоотношения сторон при перевозке груза. Необходимо отметить, что не всякое повреждение или гибель груза является убытком по договору страхования грузов. Убыток подпадает под действие страхового договора, если повреждение пли гибель вызваны страховым случаем. В практике морского страхования под страховым случаем понимается то или иное происшествие со страховым интересом, при- чина которого непосредственно связана с теми рисками, в отношении которых заключен договор страхования. Если груз поврежден или погиб от естественных свойств либо вследствие неправильных действий или умысла страхователя или его агента, страховщик не несет ответственности за подобный убыток, так как причина его возникновения не относится к страховому случаю. 

При наступлении страхового случая очень важно иметь в виду следующее:

  • ликвидация убытка должна производиться по возможности оперативно, поскольку это отражается на его размере, в чем заинтересованы участники договора страхования;
  • при осмотре поврежденного груза необходимо точно установить причину как убытка, так и нанесенного ущерба;
  • размер убытка должен определяться по возможности справедливее для страхователя;
  • при этом должны защищаться интересы страховщика от чрезмерных и необоснованных требований страхователя;
  • при ликвидации убытка необходимо учитывать все специфические местные условия, которые влияют или могут влиять на его размер.

Все перечисленные выше обстоятельства заставляют страховщиков обращаться к доверенному физическому или юридическому лицу, которое работает или обладает соответствующими знаниями в области ликвидации убытков. Такое лицо называется аварийным комиссаром (см. главу 5). Документ, который он выдает при повреждении груза, известен как аварийный сертификат. Требования, предъявляемые к составлению аварийного сертификата, достаточно высокие, так как он является единственным документом, который позволяет страховщику оценить в полном объеме то, что произошло с застрахованным грузом, определить наличие и степень своей ответственности, по праву суброгации успешно вести претензионную и исковую работу против виновной стороны. Кроме того, правильно составленный аварийный сертификат дает возможность страхователю в кратчайшие сроки получить возмещение своего ущерба.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая 

Правовые взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая в морском страховании при перевозке грузов регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания, Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации", правилами транспортного страхования грузов, действующими в страховой компании, условиями, на которых заключен соответствующий договор страхования, арбитражной практикой Морской арбитражной комиссии и сложившимися в международной страховой практике обычаями. Например, в практике иностранного страхования принято исходить из того, что страхователь должен относиться к застрахованному имуществу так, как если бы оно не было застраховано. Страхование призвано защитить имущество от убытков, но оно не освобождает страхователя от обязанности заботиться о сохранности застрахованного имущества в течение всего срока страхования.

Информация страхователя, обязательная для страховщика при наступлении страхового случая. 

Использованы следующие обозначения: 

О - важно при урегулировании претензии; 

Х - важно для реализации регрессивного нрава требования. 

1. Первоначальная информация, необходимая в кратчайшие сроки: 

О - данные о клиенте (название, адрес, номер полиса) 

О - застрахованный груз (виды и наименования груза) 

О - местонахождение груза 

Х,0 - характер заявленного убытка: гибель частная вария повреждение, повреждение транспортного средства 

Х,0 - известен ли примерный размер ущерба 

Х,0 - имеются ли соответствующие записи в сопроводительных документах 

Х,0 - известна ли в целом цепочка участвующих экспедиторов, коносаментов 

Х,0 - затребованы ли соответствующие цессионные права 

Х,0 - кто осуществлял ответственное хранение груза в момент наступления ущерба (отправитель, экспедитор, перевозчик, получатель) 

Х,0 - кто осуществляет ответственное хранение груза в настоящее время 

2. Информация, необходимая в дальнейшем: 

Х,0 - при повреждении транспортного средства или при наличии предположения об имевшей место краже/угоне: 

Х,0 - извещены ли органы полиции 

Х,0 - извещен ли аварийный комиссар или сюрвейер 

Х,0 - в интересах какой стороны он производит осмотр 

Х,0 - отдавалось ли распоряжение о составлении акта установления обстоятельств дела (железная дорога) 

Х,0 - имеется ли возможность произвести совместный осмотр 

3. Общая документация (обычно является достаточной для грузоперевозок автомобильным транспортом): 

договор купли-продажи, документ, подтверждающий получение заказа, счет-фактура, заказ на вид упаковки, фрахтовый ордер, заказ на перевозку (сопровождение) груза, таможенная декларация и таможенное извещение о размере пошлины (импорт, экспорт), передаточная ведомость, коносамент / транспортная накладная (экземпляр получателя с письменной оговоркой), акт осмотра, аварийный сертификат, если таковой уже составлен, заключение аварийного комиссара, калькуляция расходов по ремонту или предварительная смета расходов.

Страховщик освобождается от ответственности за убытки, возникшие вследствие того, что страхователь умышленно или по грубой неосторожности не принял мер к предотвращению или уменьшению убытков. Поскольку в сохранении застрахованного имущества заинтересован не только страхователь, но и страховщик, последний должен быть немедленно извещен о случившемся и вправе участвовать в спасании и сохранении застрахованного груза, принимая или указывая на необходимые для этого меры. Однако действия страховщика или его представителей по спасанию и сохранению груза не являются основанием для признания права страхователя на получение страхового возмещения, так как этот вопрос может быть решен только в случае детального исследования всех обстоятельств дела, между тем как в момент события не всегда сразу можно выяснить, можно ли его признать страховым случаем. 

Обратная связь

8-960-472-4412 - междугородние перевозки;
help@deltad.ru