Контейнерные перевозки на сегодня - самое технологичное и доходное направление транспортного бизнеса

 

Российские морские перевозчики, по сути, оказались за бортом этого рынка. Но суммарная выручка на этом сегменте всех коллег по "транспортному цеху" - российских железнодорожников, автоперевозчиков, портовиков и моряков - внушительна: около $1 млрд в год.

Прелесть "ящика"

 

Перевозки грузов в контейнерах в последние десятилетия развиваются особенно интенсивно. Ставшие мировым стандартом 20- и 40-футовые "ящики", вмещающие до 25 т груза, универсальны: в них перевозится большинство промышленных и продовольственных товаров между разными странами. Магистральные суда-контейнеровозы вместимостью около 6000 контейнеров (более 100 000 т) перевозят грузы между крупнейшими узловыми портами мира (хаб-портами) , из которых грузы увозят непосредственному получателю. 

По оценкам транспортников, на контейнерные перевозки приходится около 20% российского импорта и чуть менее 5% экспорта (без учета нефти). По словам гендиректора новороссийской компании "Русский контейнер" Василия Козлобаева, в контейнерах импортируются в основном продовольственные товары, табак, чай, стройматериалы и оргтехника. А экспортируют в "ящиках" преимущественно продукцию нефтехимии (в частности, с предприятий "ЛУКОЙЛа") , алюминий заводов "Русала", автодетали, шины и бумагу. В контейнерах идет и большинство машиностроительного оборудования как в Россию, так и за ее пределы.

Потерянное морe

В 1970-х Советский Союз смог успешно вклиниться в остроконкурентный и доходный мировой рынок морских контейнерных перевозок. В лучшие времена (середина 1980-х) три специализированных морских пароходства - Дальневосточное, Черноморское и Балтийское, имевшие в сумме около 50 современных судов-контейнеровозов, получали совокупный доход свыше $5 млрд в год (работая в том числе с грузами иностранных фрахтователей). В начале 1990-х Черноморское и Балтийское пароходства со скандалом обанкротились, а их флот достался иностранным судовладельцам. Выжило только Дальневосточное морское пароходство (ДВМП) , однако флот его заметно устарел, а прошлогодняя выручка составила лишь около $170 млн. Но и сейчас, по словам начальника службы линейных перевозок ДВМП Сергея Костяна, пароходство совместно с зарубежными партнерами контролирует около 85% морских контейнерных перевозок экспорта-импорта в Дальневосточном бассейне России. Этот рынок удается удержать благодаря межправительственным соглашениям России с Кореей и Японией: согласно этим документам иностранцы могут создавать регулярные контейнерные линии на Дальнем Востоке только совместно с российскими компаниями. 

Из российских морских перевозчиков контейнеры возят также "Совкомфлот", "Новошип", Мурманское, Северное и Северо-Западное пароходства. Но их доля на мировом контейнерном рынке ничтожна. В целом же рынок морских контейнерных перевозок в интересах российского экспорта и импорта оценивается Минтрансом в $2 млрд, а доля на нем российских перевозчиков - менее 5%. Эту нишу заняли - похоже, безвозвратно - мировые "монстры": датская Maersk Sealand, англо-голландская P&O Nedlloyd, тайваньская O.O. С.L. , швейцарская MSC и ряд других компаний.

Удачливые стивидоры 

Несмотря на потерю наиболее доходного - морского - сегмента, рынок контейнерных перевозок перспективен для российских компаний. По оценкам экспертов Росморфлота, "контейнерная" выручка российских стивидоров (компаний, специализирующихся на перевалке грузов в портах) составляет около $140 млн в год. Лидерами здесь являются крупнейшие российские порты: Санкт-Петербург и Восточный, а также Владивосток. Как сообщил "Ведомостям" гендиректор порта Санкт-Петербург Игорь Русу, входящая в состав порта компания "Первый контейнерный терминал" (ПКТ) в 2001 г. почти удвоила грузооборот. Компания смогла переключить на себя часть российских экспортно-импортных грузов, традиционно проходивших через порты Финляндии и стран Балтии. Контейнерный грузооборот 2001 г. в питерском порту прогнозируется на уровне 475 000 TEU (специальная единица измерения - "20-футовый эквивалент") ; кроме ПКТ крупными игроками здесь являются "Петролеспорт" (входит в концерн "Орими") и завод "Северная верфь" (наряду с Северо-Западным пароходством входит в близкий "Интерросу" холдинг "НПК"). По оценке отдела маркeтинга порта Санкт-Петербург, через соседние порты Северо-Запада (Финляндия, Прибалтика, Калининград, Мурманск) за год прошло еще около 450 000 TEU. В основном именно Северо-Западный регион кормит и автоперевозчиков, владеющих грузовиками с контейнерными платформами. Примерно 85% контейнерного импорта и около половины экспорта перевозится между портами и европейской частью России автотранспортом. По расчетам президента автотранспортной компании "Юникорн-Нева" Дмитрия Дюмина, выручка российских автотранспортников на контейнерных перевозках - около $350 млн в год.