«Авось» не прокатит?

Миллионы тонн грузов ежегодно курсируют по транспортным артериям юга России – федеральным автомагистралям, воздушным трассам и водным путям. Грузоперевозки – важная часть экономики региона, однако страхование этого вида услуг популярностью пока не пользуется.

Александр Кузовлев, заместитель начальника отдела страхования грузов Дирекции транспортного страхования ОСАО «Россия»:

На сегодняшний день страхуется примерно 50-60% всего грузооборота в России. Не сказал бы, что данный вид страхования настолько же востребован как, например, страхование КАСКО, но ежегодно количество застрахованных перевозок увеличивается примерно на 20-30%.

Большинство потенциальных клиентов – мелкий и средний бизнес, которые зачастую стараются сэкономить практически на всем, в том числе и на страховании. Но рано или поздно каждый из них приходит к тому, что страховать свой бизнес – необходимость, способная защитить от финансовых и репутационных рисков. Что касается тарифных ставок, то

за последние 20 лет средний тариф уменьшился примерно в 30 раз, при том, что страховое покрытие распространяется на большее количество рисков.

Евгений Череменин, вице-президент «АльфаСтрахование», директор Южного регионального центра компании:

Юг является не только крупным транспортным коридором, близким к международным рынкам, но и важным экономическим регионом России. Грузопотоки, как внутренние, так и экспортно-импортные, ежегодно увеличиваются. Как следствие, увеличивается и количество договоров страхования грузов. Так,

сегмент страхования грузов на юге России в первом квартале 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 6,5%.

В частности, на Кубани рынок вырос на 42%, на Дону – на 16%.

На Западе, по статистике, страхуется около 90% всех осуществляемых грузоперевозок. В нашей стране эта цифра пока не так высока, однако доверие к услугам страхования постепенно растет: только за первые три месяца текущего года было заключено порядка 380 тысяч договоров между страховщиками и грузовладельцами.

Андрей Бондарев, заместитель директора Ростовского филиала ОАО «СГ МСК»:

Страхование грузов особенно востребовано крупными компаниями, заинтересованными в сохранности каждого отправления. Тем более что постоянно растет как средняя стоимость перевозимого груза, так и количество различных происшествий и стихийных бедствий. К сожалению, многие владельцы грузов излишне полагаются на договор с грузоперевозчиком (в случае перевозки груза сторонней компанией), устанавливающий ответственность за утрату груза. Они, недостаточно зная законодательство, не понимают, что

существует огромное количество возможных происшествий, в результате которых и груз может быть утрачен и спросить будет не с кого, т.к. перевозчик не будет нести ответственность.

Есть еще одна пагубная привычка у наших бизнесменов – полагаться на русское «авось», наивную уверенность в том, что с их грузом ничего не случится. И дело не в размере тарифа и не в условиях договора, а именно в мысли: «а если ничего не случится, что я деньги на ветер выкинул?».

Константин Городецкий, вице-президент Дивизиона «Юг» Группы «Ренессанс Страхование»:

Начатый два года назад процесс ужесточения конкуренции активно продолжился в 2011 году. По сути, все крупные транспортные компании уже застрахованы, и происходит процесс переманивания клиентов из одной компании в другую. При этом региональный рынок страхования грузов пока не так сильно охвачен страхованием, поэтому будущее именно за ним. Надеюсь, что масштабные инфраструктурные проекты в Сочи, Владивостоке и Казани также придадут ускорение рынку.

Распространение практики страхования грузов при внутренних перевозках – это вопрос скорее менталитета и сложившихся обычаев делового оборота. Зачастую до сих пор владелец груза считает, что если он отдает груз экспедитору, то именно последний несет за него ответственность. Юридически так и есть, но в каком размере и чем сможет ответить экспедитор – большой вопрос. Очень часто у экспедитора ничего, кроме офиса, по большому счету и нет. Поэтому ответственные компании-грузовладельцы с дальним горизонтом планирования или сами страхуют свои грузы, или поручают это своим транспортным партнерам.

Виктория Садокова, директор ростовского филиала ОАО «СОГАЗ»:

Страхование грузов юридических лиц является в настоящее время развивающимся видом страхования. Учредители компаний и предприятий начали осознавать значимость данного вида страхования как гарантии защиты своего имущества от различных рисков.

Рынок страхования успешно развивается, и

для отдельных категорий рисков уже не стоит вопрос в тарифах, а актуально качество услуг и безопасность.

Страхование было и будет «бизнесом на доверии» и «бизнесом по рекомендации», т.е. должно основываться на обоюдовыгодных долговременных ориентирах, профессионализме представителя страховщика и ответственности страхователя. Ввиду несоответствия этих принципов многие бизнесмены продолжают перевозить грузы без страховки на свой страх и риск.

Татьяна Васильева, заместитель генерального директора по страхованию ОАО СК «ЭНИ»:

В договорах на международные поставки, морские и железнодорожные перевозки страхование обязательно предусмотрено. Грузы, перевозимые автотранспортом по территории России, страхуются редко.

Наиболее востребованные объекты для страхования — деньги, ценные и опасные грузы, лекарственные препараты, бытовая техника, автомобили.

Тарифы не являются препятствием, т. к. сейчас каждый договор согласовывается со страхователем, и с учетом статистики можно прийти к взаимовыгодным условиям. Основная проблема заключается в том, что многие поставки грузов до сих пор ведутся с двойной бухгалтерией, и бывает, что страхователь не желает показывать весь объем перевозок.

Павел Фоменко, директор филиала «ОРАНТА – Петербург»:

До сих пор чаще всего грузы страховали компании, осуществляющие экспортно-импортные операции, так как пункт о страховании включен в контракт поставки, либо компании, которые уже понесли убытки, связанные с повреждением или гибелью груза при перевозках. Большие торговые обороты с зарубежными поставщиками и партнерами также побуждают владельцев грузов или транспортные компании страховать эти перевозки.

Кроме этого многие грузовладельцы понимают, что независимо от того, насколько надежным перевозчиком может быть компания, самые разные обстоятельства могут стать причиной утраты или порчи перевозимого груза. Далеко не все экспедиторы используют собственный транспорт, а транспортный парк перевозчика может быть морально и технически устаревшим; не все компании имеют собственные транзитные сортировочные центры, а расстояния между пунктом отправления и назначения зачастую очень велики. Помимо этого можно вспомнить такие факторы, влияющие на безопасность и целостность доставки, как качество наших дорог (а оно оставляет желать лучшего) и погодные условия.

Одной из основных причин, по которой некоторые компании перевозят свои грузы без страховки, является их убежденность в том, что груз будет доставлен в безопасности и, если с ним что-либо и случится, данный убыток будет проще возместить самому, чем обращаться в страховую компанию.

Ирина Гордиенко, директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Ростове-на-Дону:

Крупные перевозчики, ретейлеры, а также компании, работающие по международным контрактам, страхуют грузы в обязательном порядке. Грузы страхуют и многие представители среднего бизнеса, поскольку таким образом они значительно снижают свои риски и могут прогнозировать затраты на перспективу. Вне зависимости от того, что является основной причиной (вопросы престижа, реальные расчеты, условия международных договоров), страхование грузов в секторе крупного и среднего бизнеса востребовано подавляющим большинством игроков.

Основная причина того, почему некоторые бизнесмены продолжают перевозить грузы без страховки на свой страх и риск, заключается не в высоких тарифах, как кажется на первый взгляд, а в отсутствии реального понимания функций страхования.

Многие небольшие компании отказываются от страхования, основываясь на желании сэкономить и предложить клиентам более низкую, по сравнению с конкурентами, цену. Однако даже самые простые расчеты показывают, что полис страхования может несколько раз окупить себя даже при незначительном повреждении груза при транспортировке. Если же случилось крупное страховое событие, повлекшее за собой частичную или полную утрату груза, то полис страхования оказывается просто незаменимым, поскольку позволяет предпринимателю быстро компенсировать ущерб и продолжить деятельность. Это особенно важно для небольших компаний, для которых утрата даже части груза из крупной партии может обернуться финансовой катастрофой.

Людмила Соколова, начальник отдела андеррайтинга Департамента транспортного страхования компании «РОСГОССТРАХ»:

Проблем у современного рынка страхования грузов в России несколько. Одной из них можно назвать неумение грузовладельцев или транспортных компаний адекватно оценить потенциальные риски, связанные с транспортировкой, рассчитать затраты на обеспечение страховой защиты. Другой существенной причиной низкого спроса на страхование грузов является несовершенство самого транспортного рынка: сопроводительные документы на грузы и транспортировку изначально не оформляются должным образом, при наступлении страхового события возникают сложности с получением официальных документов и справок, в организации процессов транспортировки используются различные «схемы». Поэтому многие страхователи опасаются, что при наступлении страхового события от них потребуется большое количество сложных шагов для получения страхового возмещения.

К сожалению, нельзя не отметить, что уровень финансовой грамотности в нашей стране пока таков, что первоочередным вопросом большинства страхователей является вопрос цены, вернее, даже «дешевизны» полиса. При этом страхователь не уделяет должного внимания объему покрытия (от чего и на каком этапе будет застрахован груз, основным исключениям из покрытия, порядку заявления претензий в страховую компанию, перечню необходимых для выплаты документов). Как следствие – только при наступлении страхового события он начинает вникать в детали, и многое – как, например, перечень застрахованных рисков, обязанность предоставить тот или иной транспортный документ, оформить вовремя претензию к перевозчику либо виновной стороне и т.д. – становится для него открытием.

Антон Золотько, директор агентства №1 Ростовского филиала ЗАСО «ЭРГО Русь»:

Несмотря на то, что страхование грузов, в отличие от страхования ответственности грузоперевозчика, является наиболее эффективной защитой имущественных интересов грузовладельца, на российском рынке интерес к данному виду весьма сдержанный. Как правило, такой вид страхования является вмененным, то есть частью условий поставки груза. На этом часто настаивают зарубежные партнеры. В свою очередь сегмент добровольного страхования грузов представлен чаще всего теми, кто уже сталкивался с убытками и их успешным урегулированием. Если говорить про рынок грузоперевозок в целом, то пока здесь царит русский «авось».

Ситуацию на рынке страхования грузов можно сравнить с рынком автострахования: есть те, кто страхуется добровольно, есть те, кто страхуется «по обязанности», есть те, кто понимает необходимость страхования, но не страхуется. Основная причина того, что клиенты не страхуются – это вера в то, что с ними ничего не случится. Особенно часто такое приходится слышать от компаний, присутствующих на рынке более 20 лет. Вторая причина – желание любыми способами снизить издержки (расходы на грузоперевозки). Следуя этой логике, грузовладелец считает, что ответственность за груз лежит целиком на перевозчике, и предполагает, что страховать груз должен именно перевозчик. Сами транспортные компании морально готовы страховать груз, но демпинг цен на рынке транспортной логистики привел к тому, что перевозчик везет груз практически по себестоимости. Ему просто некуда закладывать сумму страховой премии. Счет идет на каждую тысячу рублей.

Обратная связь

8-960-472-4412 - междугородние перевозки;
help@deltad.ru